вторник, 11 ноября 2014 г.

Анализ применения метода проектов на уроках истории и обществознания с целью вовлечения студентов в активный познавательный и творческий процесс

Доклад на педагогическом совете:
 "Анализ применения метода проектов на уроках истории и обществознания с целью вовлечения студентов в активный познавательный и творческий процесс»
Доклад преподавателя истории и обществознания ГБОУ РХ СПО «Черногорский механико-технологический техникум» Даудиш Ирины Александровны
Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность 
Бернард Шоу

 Педагогическое кредо: От простого к интересному, от интересного к сложному, от сложного к творчеству.от творчества – к саморазвитию и осознанию себя как личности.
Цель метода:
Создание на уроках истории  и обществознания условий для сознательного, активного участия школьников в творческой деятельности, приносящей радость открытия, преодоления, достижения своей цели, повышение мотивации к предмету.

ПРИЧИНЫ использования метода:
Традиционные методы и приемы обучения –

Необходимость внедрения новой прогрессивной модели обучения

Введение новых учебных предметов
Перегрузка учащихся
Возрастание требований к уровню подготовки выпускников средней школы
Понижение мотивации к учению
Разработка и реализация творческих проектов
 Теоретическая база
* Теория проектно-ориентированного обучения (Полат Е.С. и др.)
* Работы   психологов и педагогов Г.А.Балла, М.И.Махмутова, Т.И.Шамовой и др., в которых рассматриваются вопросы организации творческой деятельности учащихся с помощью создания проблемных ситуаций.
  • Психологические исследования Р.М.Грановской,   В.Н.Дружинина,   Б.Б.Коссова,  А.А.Леонтьева и др. по вопросам развития креативных способностей учащихся, особенностей их формирования в учебной и внеучебной деятельности.
  • Теория развивающего обучения    Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова.
Достоинства метода проектов:
  • личностно ориентирован;
  • использует много дидактических подходов;
  • самомотивируем, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере выполнения;
  • поддерживает  педагогические цели на всех уровнях;
  • позволяет учиться на собственном опыте;
  • приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего собственного труда.
Этапы становления опыта
  • 1. Проектная деятельность как объект изучения
  • 2 Использование элементов проектной деятельности
  • 3 Проектная деятельность как предмет обучения
Принципы метода проектов
  • ориентация учащихся на сопоставление и сравнение событий, явлений, фактов из истории и жизни людей разных стран, подходов в решении тех или иных проблем;
  • связь  идеи (проблемы) проекта с реальной жизнью 
  • интерес к выполнению проекта со стороны всех участников
  • ведущая роль консультативно-координирующей функции учителя;
  • самоорганизация и ответственность участников проекта
  • нацеленность на создание конкретного образовательного продукта
  • монопредметный и межпредметный характер проектов
  • временная и структурная завершенность проекта
  • использование исследовательских методов; определение проблемы, выдвижение гипотезы решения поставленных задач; обсуждение методов исследования полученных данных, подведение итогов.
Этапы работы над проектом
1 этап. Мотивационный.
2 этап. Планирующе-подготовительный.
3 этап. Информационно-операционный.
4 этап. Рефлексивно-оценочный.

Степень активности – самостоятельности на разных этапах
    1 этап              УЧИТЕЛЬ - ученик
     2 этап               учитель – УЧЕНИК
     3 этап                        учитель – УЧЕНИК
     4 этап               УЧИТЕЛЬ - ученик

            В.А. Сухомлинский: «Страшная это опасность – безделье за партой, безделье месяцы, годы. Это развращает морально, калечит человека и … ничего не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, -  в сфере мысли».
            В современной системе обучения актуальной стала задача обновления содержания образования, понимаемого не только как определенный объем информации, но и как деятельность учащихся и их отношение к изучаемому материалу. В этих условиях необходимо самим понимать смысл работы, определять ее цели и задачи, искать способы их решения. Все эти составляющие входят в содержание проектной деятельности и кардинально отличают ее от классических методов. В процессе работы над проектом учащиеся должны сами ставить цель, определять пути ее достижения, находить, обобщать и анализировать нужную информацию, делать выводы. Итогом должно стать получение цельного знания по предмету и овладение определенным исследовательским багажом.
По характеру контактов проекты бывают локальными, внутритехникумовскими, региональными, национальными, международными; по количеству исполнителей–индивидуальными и коллективными; по продолжительности проведения – краткосрочными, средней продолжительности и долгосрочными.
Форм          Виды   представления проекта:
  • Доклад
    • Эссе
    • Реферат
    • Программа
    • Путеводитель
    • Письменное обращение
    • Газета
    • Плакат
    • Альбом
    • Альманах
    • Видеофильм
                                      Критерии оценки проекта
  • Актуальность
  • Практическая направленность
  • Значимость выполненной работы
  • Объем и полнота работы
  • Самостоятельность
  • Законченность
  • Подготовленность к восприятию другими людьми
  • Материальное воплощение
Оценка защиты проекта       
 1.    Качество работы: полнота представления темы, аргументированность, убедительность представления проекта, объем и глубина знаний
    2. Культура речи: использование наглядных средств, чувство времени, удержание внимания аудитории
3. Ответы на вопросы: полнота,  аргументированность,  дружелюбность
4. Деловые качества докладчиков:  готовность к дискуссии, доброжелательность, контактность
5. Достижение цели проекта 
Итоговая оценка состоит из средней рейтинговой  оценки проекта+ самооценки + оценки учителя
            Метод проектов был разработан во второй половине XIX века в США. Родоначальники метода Дж. Дьюи и Э.Дьюи, Х.Килпатрик, Э. Коллингс и др. выдвинули идею “обучения посредством делания”. Они считали, что ребенок будет учиться с интересом, если сможет увидеть применение результатов своего труда.
В советской педагогике метод получил распространение в 20-е годы XX века (В.Н.Шульгин, М.В. Крупенина, Б.В. Игнатьев). Его сторонники пытались преобразовать школу учебы в школу жизни, где приобретение знаний осуществлялось на основе труда, а содержание учебных программ базировалось на общественно-полезных делах. На основе проективной методики была создана комплексная система обучения, по которой учебные предметы заменялись выполнением практических проектов. Абсолютизация метода привела к резкому снижению общеобразовательной подготовки. В результате, проективная методика была осуждена и до 90-х г.г. XX века в практике советской школы не использовалась.
Цель работы.
 Целью данной работы является обобщение собственного опыта применения проективной методики на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности.
 Задачи:
 1.Определение содержания проективной методики как образовательной технологии.
2.Краткая классификация видов проектной деятельности.
3.Описание опыта применения метода проектов.
4.Составление методики работы над исследовательскими проектами.
5.Определение перспектив дальнейшей работы.

Выполнение данных задач поможет сформировать собственную систему проектной деятельности с учащимися, повысить качество преподавания истории, обществознания и внеклассной работы по предмету.
            При подготовке доклада были использованы работы Г.В.Балаян, В.Н.Буркова, Д.А.Новикова, В.В.Васильева, В.В.Гузеева, Н.Ю.Ерофеевой, Т.А.Новиковой, Г.Г.Новиковой, В.И.Слободчикова, И.Д.Чечель, Т.И.Шамовой, А.Н.Малинина, А.С.Сиденко и др. 
В современном российском образовании различают широкое толкование проекта как понятия и образовательную технологию-“метод проектов”.
Метод проектов (проективная методика), как образовательная технология-это дидактическая категория, обозначающая систему приемов и способов овладения определенными практическими и теоретическими знаниями, той или иной деятельностью. Это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая завершается практическим результатом, оформленным тем или иным способом.
Под методом проектов в дидактике понимают совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательным представлением результатов.
Исходя из преобладающего метода или вида деятельности, выделяют прикладные, исследовательские, информационные, ролево-игровые проекты.
Прикладные проекты отличают следующие черты: четко обозначенный результат деятельности; тщательное продумывание структуры проекта; четкое распределение функций между участниками; оформление итогов деятельности с последующим их представлением и рецензированием;
Исследовательские проекты подразумевают: деятельность учащихся по решению творческих задач с заранее неизвестным результатом;  наличие этапов, характерных для любой научной работы.
Информационные проекты направлены на изучение характеристик процессов, явлений, объектов и предполагают анализ и обобщение выявленных фактов. Структура информационного проекта похожа на структуру исследовательского, что часто служит основанием для их интеграции.
Структура ролево-игровых проектов только намечается. Для них характерно:
конструирование гипотетической игровой ситуации; исполнение определенных ролей, имитирующих деловые, социальные и другие отношения; результат остается неизвестным до конца работы.
Ролево-игровые проекты позволяют участникам приобрести определенный социальный опыт.
В соответствии с предметно-содержательной областью выделяют монопроекты и межпредметные проекты.
По характеру контактов проекты бывают локальными, внутришкольными, региональными, национальными, международными; по количеству исполнителей– индивидуальными и коллективными; по продолжительности проведения – краткосрочными, средней продолжительности и долгосрочными.
В         реальной практике чаще всего происходит интеграция различных видов проектов, что обусловлено конкретными целями и задачами.

Метод проектов на уроках истории и обществознания
В своей работе применяла различные виды проектной деятельности. Так, на первом курсе, в сентябре, при изучении истории Древнего мира, мы с учащимися разрабатывали прикладной проект “По следам древних людей”. Целью работы было научиться всему, что когда-то открыл древний человек; попробовать все своими руками. Мы лепили глиняные горшки, украшали их первобытным способом и, таким образом, “открыли” керамику. В мастерской “первобытного художника”, с увлечением, выцарапывали наскальные рисунки на гипсовых заливках. Ученики пробовали создать модель доисторического жилища из “костей” и “шкур” мамонта; ткали материю на первобытных ткацких станках из картона. Во время изучения тем по культуре Древнего Египта рисовали иероглифы, а на уроках по аналогичной теме из истории Междуречья учились писать “клинописью” на глиняных табличках. Студенты  с большим интересом работали над проектом и лучше усваивали соответствующий учебный материал.
Учащимся предлагается после изучения соответствующих разделов выполнить дома следующее задание: изготовить из различных материалов, имитирующих настоящие, образцы древней письменности: глиняных таблички (можно использовать пластилин, покрытый лаком), папирус (на особой бумаге, которую можно предварительно искусственно состарить), пальмовые листья (можно использовать засушенные листья комнатных растений), шелковая ткань, бамбуковые дощечки ( в качестве заменителя можно использовать скрепленные линейки), навощенные таблички, берестяная кора и т.д. На уроке учащимся предлагается самостоятельно составить и проиллюстрировать сводную таблицу применяемых в Древнем мире систем счета и фиксирования цифр.
Более сложной формой задания является составление отрывков из утерянных летописей и записей древних историков на определенную тему, например, неизвестный источник по истории Греко-персидских войн, воспоминания ветерана Цезаря, письмо Александра Македонского Аристотелю из Восточного похода и т.д. В этом случае можно усложнить задание и поставить перед учениками проблему проверки подлинности документа путем совместного критического анализа и поиска исторических ошибок, допущенных в нем (намеренно или случайно). Поиск неточностей и фальсификаций заставляет учеников более внимательно и критично относиться к информации и подстегивает желание самостоятельно продолжить работу по ее расширению и освоению.
Позднее  возможно привлечение учащихся к решению более сложных задач, подразумевающих применение целого комплекса умений. В качестве примера можно привести следующий мини-проект. После изучения соответствующих разделов по истории Средних веков, связанных с ролью католической церкви в обществе, с положением рыцарского сословия и Крестовых походов, ученики получают творческое задание на дом: придумать и написать свою “Историю рыцаря”, придумать его биографию, девиз, герб, знамя, поставить его в реальное историческое окружение, отправить его в реальный Крестовый поход, записать его приключения, составить карту его странствий, описать реальные сражения. Все это оформить в виде стилизованного под древний манускрипт документа, сопроводить собственными иллюстрациями, можно добавить комментарий ученого историка, приложить какие-то реликвии или вещи, письма рыцаря, его дневник, портрет и т.д.
При дальнейшем обучении возможно использование такой формы работы как сравнительный анализ различных источников по одной теме. Такими источниками могут выступать как документальные источники, так и нарративные. В качестве примера можно привести следующий проект: “Рабовладение в США в 19 в. и крепостная система в Российской империи: сравнение на основе произведений художественной литературы (роман Г.Бичер-Стоун “Хижина дяди Тома” и “Записок охотника” И.В.Тургенева”).
Сравнительный анализ участники проекта осуществляют по предлагаемому плану, который может творчески ими редактироваться и изменяться. План в себя включает: изучение биографии авторов, обстоятельства появления на свет их произведений, широкий исторический фон, на котором происходит действие книги, далее сравнение цивилизационных особенностей проявления института рабства в США и России, отличия в критике рабства и в отношении к нему в обществе. Данные проблемы иллюстрируются историко-литературным анализом текста произведений, развернутыми цитатами, собственными рассуждениями, иллюстрациями, возможно, собственным литературным творчеством.
            Использование такой традиционной формы творческой работы, как составление авторского кроссворда на историческую тему также предоставляет большие возможности для развития самых разнообразных умений и компетенций. Исторический кроссворд можно модернизировать самыми разными способами, например, путем применения комбинированных вопросов и способов кодирования информации. Студенты первого курса дают хорошие результаты использования кроссворда, в котором часть вопросов заменяется на рисунки, фрагменты картинок, символов, карт, репродукций и т.д. Тем самым привлекаются для составления кроссвордов самые разнообразные источники информации, актуализируются межпредметные связи и развиваются коммуникативные навыки. Такая творческая работа требует большого объема времени и поэтому правильнее ее организовать в виде домашнего мини-проекта, тем более что он требует индивидуальной творческой работы, создавая тем самым условия для самореализации учащихся с разным уровнем подготовки.
Студенты любят применять обратные кроссворды, в которых ответы уже присутствуют, а необходимо составить к ним вопросы. Эти кроссворды можно использовать для проверки больших блоков пройденного материала.
Использование мини-проектов позволяет формировать позитивную динамику мотивации образовательного процесса, создать ситуацию успеха и творческой атмосферы на уроке и дома.
На уроках истории мы разрабатывали разнообразные ролево-игровые проекты. Примером может служить проект “Деятельность парламента в средневековой Англии”. Для выполнения проекта конструировалась гипотетическая среда средневековой Англии. Среди участников распределялись роли депутатов палаты лордов и палаты общин; избирался спикер парламента. В процессе подготовки проекта мы изучали историю возникновения, традиции работы средневекового парламента, костюмы представителей различных сословий. Пришлось даже изготовить оригинальное “кресло” для спикера – мешок, набитый шерстью. По этому поводу даже возникла дискуссия: почему спикер парламента в средневековой Англии во время заседаний сидел на мешке с шерстью? В итоге было воспроизведено заседание английского парламента со всеми атрибутами. Ребята не только хорошо усвоили эту тему, но и приобрели определенный опыт общественной деятельности.
     Более сложными проектами считаются проекты с  с использованием ИКТ. Ребята самостоятельно работают над выбранной темой и презентуют готовый проект. Например , видеофильм «Древний Китай,»  «Древнее Междуречье» ( информационные проекты), видеофильм «Древний Египет» , «Наука в 19 веке» , как ролево-игровые проекты «Дети войны»,
     Применение проективной методики на уроках истории и в процессе внеклассной работы очень перспективно, так как позволяет решить ряд важных образовательных задач: выдвигать темы проектов, вырабатывать самостоятельный взгляд на решение проблемы, приобретать знания и умения в процессе планирования и выполнения работы. Опыт, приобретаемый в процессе проектной деятельности, базируется на интересах учащихся.
Конечно, необходимо учитывать и недостатки проективной методики:
  • неравномерность нагрузки на разных этапах деятельности;
  • повышение эмоциональной нагрузки на учителя и учеников.
Однако плюсов у метода гораздо больше. Работа над проектами требует от учителя организаторского мастерства, увлеченности, терпения, наличия собственных навыков научно-исследовательской работы. Однако результат оправдывает усилия, а исследовательские навыки, полученные в процессе работы, помогут выпускникам расширить свои знания об окружающем мире, реализовать свой личный творческий потенциал
Особый интерес представляют исследовательские проекты как наиболее перспективные в на втором курсе. Рассмотрим систему работы над исследовательскими проектами на примере проекта “XX век в истории России и моей семьи”.
Вид проекта: исследовательский, монопроект, внутришкольный, индивидуальный, средней продолжительности.
Основой для деятельности послужил конкурс исследовательских работ учащихся “История моей семьи в истории моей страны”. Выбор темы определялся следующими факторами:
рассказы родных- свидетелей и очевидцев событий оживляют историю, позволяют прикоснуться к исторической эпохе, приближают ее к ребенку, дают прочувствовать ее особенность и уникальность;
исследование истории своей семьи способствует развитию интереса к исторической науке и формированию личностно-ориентированных знаний;
возможность соотнести историю семьи с историей страны формирует у ребят ощущение исторической эпохи, способствует осознанию и сохранению связи поколений;
события, недавно завершившегося XX века, теперь интересно осмыслить и обобщить;
разнообразие информации позволяет учесть индивидуальные склонности и интересы каждого участника проекта;
работа над темой позволяет развивать творческие способности, формировать навыки проведения исследований, работы с документами, оформления и представления результатов своей деятельности.
Конечным продуктом проекта стали доклады, презентации однокурсников об истории своих семей в разные годы XX века. Учебным результатом стал опыт проектировочной деятельности, способность создавать и защищать собственный продукт.
Цели и задачи проекта: создать целостное представление об истории России XX века;
выяснить связи между историей семьи и историей страны; повысить интерес к изучению истории; вызвать чувство гордости за своих предков;
формировать умения школьников самостоятельно определять цели и задачи своей работы, искать материал, интерпретировать результаты; способствовать развитию коммуникативных умений и навыков.
Мы разделили время работы (три месяца) на шесть этапов:
№            Этап                                                                              Содержание
1.         Информационный   Установочное занятие, сообщение о целях и задачах проекта, формирование мотивации к выполнению проекта, обмен мнениями, определение общего направления работы.
2.         Плановый     Определение конкретной цели индивидуального проекта, его задач. Структуры, формы; обдумывание условий, необходимых для реализации проекта, определение поля деятельности.
3.         Поисковый    Сбор и анализ информации, работа с источниками
4.         Обобщающий            Структурирование информации, систематизация данных, построение логической схемы, выводов.
5.         Этап представления и защиты проекта.    Итоговое представление проекта, демонстрация приобретенных знаний и умений; анализ проблем, определение перспектив дальнейшей работы.
6.         Аналитический.         Рефлексия.
Самостоятельно учащиеся не могут овладеть проективной методикой. Педагог как инициатор, организатор и равный участник проекта играет важную роль на всех этапах деятельности. Он анализирует ситуацию, выдвигает идеи, консультирует. Самое главное для учителя, способствовать самостоятельной работе детей, удерживаясь от прямых подсказок.
У учеников возникают трудности в постановке целей и задач, при осуществлении выбора и его аргументации, при сравнении полученного результата с задуманным, при оценке результатов своей деятельности. Таким образом, на каждом этапе детям необходима поддержка, регулярное консультирование, помощь в систематизации и обобщении материала и при проведении анализа проделанной работы.
Ребята  представили 4 проекта под общим названием “XX век в истории России и моей семьи”. Учитывая то, что не все семьи знают свою родословную, детям было разрешено выбрать для работы любые годы XX века. Из 4 проектов -1 уч-ся освещал время Перестройки, один – годы брежневского “застоя”, два – годы Великой отечественной войны. Показателен тот факт, что ни один проект, так или иначе, не затрагивал весь ХХ век. Печально, что многие ребята не знают своих предков дальше бабушек и дедушек. Это еще больше убеждает в необходимости проектной деятельности по изучению семьи, рода.
У тех ребят, которые плохо знают историю семьи, проекты получились бедными, вымученными. В них превалировала теоретическая часть. Более того, некоторые родители выражали недовольство подобной нестандартной работой. Однако, даже эти ученики многому научились в процессе своей проектной деятельности: проводить исследование, оформлять и представлять доклад, анализировать его и т. д.
Иное дело – проекты ребят, в семьях которых уважают традиции и память предков. На защите таких работ время пролетало незаметно. Даже учитель истории открывала для себя новые факты и подробности. Мы узнавали о том, как важные события в истории страны сводили людей или разбрасывали семью по всему свету; как встретились ссыльная ленинградская немка и бурятский парень; как складывалась история старообрядческой семьи после установления советской власти и многое другое.
При проведении анализа работы ребята сравнивали задуманный результат с реальным и отвечали на вопрос: Что вам дала проектная деятельность на уроках истории? Суммируя ответы, можно отметить следующее:
- изучая историю семьи в контексте истории страны, ребята узнавали о своих родных совершенно новые, порой неожиданные факты;
- они лучше узнали историческую эпоху “изнутри”;
- в процессе работы укрепились психологические контакты детей с родителями и учителем истории; педагогика сотрудничества стала реальностью;
- работа способствовала сохранению традиций, исторического опыта;
- многие ребята прониклись уважением к своим предкам, близким людям, прожившим интересную и трудную жизнь.
Применение проективной методики на уроках истории очень перспективно, так как позволяет решить ряд важных образовательных задач: выдвигать темы проектов, вырабатывать самостоятельный взгляд на решение проблемы, приобретать знания и умения в процессе планирования и выполнения работы. Опыт, приобретаемый в процессе проектной деятельности, базируется на интересах учащихся.
Конечно, необходимо учитывать и недостатки проективной методики:
неравномерность нагрузки на разных этапах деятельности;
повышение эмоциональной нагрузки на учителя и учеников.
Однако плюсов у метода гораздо больше. Работа над проектами требует от учителя организаторского мастерства, увлеченности, терпения, наличия собственных навыков научно-исследовательской работы. Однако результат оправдывает усилия, а исследовательские навыки, полученные в процессе работы, помогут выпускникам расширить свои знания об окружающем мире, реализовать свой личный творческий потенциал.
Метод проектов имеет прикладное значение. Метод проектов – один из методов в обучении детей, стимулирующий интерес учащихся к проблеме. В методологическом аспекте метода проектов важен деятельностный подход; потребность в самоактуализации, самореализации личности. Например, если у ребенка есть задатки, а деятельности нет, то задатки не проявляются. Обучение – это тоже деятельность. Потребность в самоактуализации – это реализация потенциала, заложенного природой. Проектная деятельность – («проектирование» - прорыв)- развивает критическое мышление ребенка.


Литература:

1.Балаян Г.В. Метод проектов на уроке истории // Школьные технологии, 1997, №1., с.116-119.
2.Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации // Народное образование, 2000, №9, с.177-180.
3.Митрофанов К., Богоявленский Б. О конкурсах исследовательских работ. // Первое сентября. История, 2000, №24, с.1-3.
4.Новикова Т.А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование, 2000, №7, с.151-157.
5.Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения // Завуч, 20


Комментариев нет:

Отправить комментарий