вторник, 11 ноября 2014 г.

МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ СПО

Даудиш Ирина Александровна
Преподаватель истории и обществознания, Черногорск
МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ
В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ СПО
        В техникуме учащиеся получают среднее общее и азы профессионального образования, т.е. у них закладываются основы профессиональной компетенции, а  в процессе изучения общеобразовательных дисциплин формируются общие компетенции, направленные на подготовку и усвоение специальных дисциплин. Каждая изучаемая дисциплина должна вносить вклад в профессиональное образование, давая учащимся целостную картину явлений и процессов. Федеральные  государственные  образовательные  стандарты  среднего  профессионального образования  (ФГОС  СПО)  третьего  поколения  построены  на  компетентностной  основе.
История и обществознание – предметы гуманитарного цикла, без них невозможно полноценное образование и формирование интеллектуально развитого человека. Обучение данным предметам должно способствовать воспитанию интереса к знаниям, самостоятельности, трудолюбия и добросовестности.
Общие компетенции базируются на личностных и метапредметных результатах обучения в общеобразовательной  среде,  уровень  которых  очень  разный.  Поэтому отбор  методов  зависит,  прежде  всего,  от  предшествующего  опыта  обучающихся,  который выявляется  посредством  диагностики  на  начальном  этапе  обучения  в  нашем учреждении.
Не секрет, что в рамках традиционного обучения  студенты не имеют возможности для равноправного диалога с преподавателем, поэтому выбирают диалог с соседом по парте или роль молчаливого слушателя.
       Меняя приёмы и методы ведения урока, я стремлюсь сделать ученика активным участником учебного процесса, совместная работа делает урок интерактивным. Интерактивное обучение требует использования специальных форм организации познавательной деятельности и ставит вполне конкретные и прогнозируемые цели, например, создание комфортных условий обучения и включенность учащихся в учебное взаимодействие, что делает продуктивным сам процесс обучения. Например, для  формирования  ОК  1  «Понимание  студентами  сущности  и социальной  значимости  своей  будущей  профессии,  проявления  к  ней  устойчивого  интереса» мною   используются  на  учебных  занятиях  такие  методы  как:  рассказ, демонстрация  учебных  фильмов,  мини-сочинения,  эссе,  метод  проектов,  исследовательский  метод.  Проведение  в  процессе  внеаудиторной деятельности виктории,  олимпиад, конкурсов,  стимулирование  студентов  к  участию  в    кружках по интересам,  к просмотрам  художественных  фильмов,  чтению  художественной  литературы  профессиональной направленности  с  последующим  обсуждением,  посещению  музеев,  участию  в  профориентации  среди  школьников  своих школ  являются дополнительными способами формирования мотивационной компетентности.
ОК 2 «Организовывать  собственную  деятельность,  выбирать  типовые  методы  и  способы выполнения  профессиональных  задач,  оценивать  их  эффективность  и  качество»  студенты  учатся  в  результате  использования сочетания названных выше методов с такими способами как действие по инструкции, задания  на  упорядочение профессиональных  действий.  Все  виды самостоятельной  работы  на  учебных  занятиях,  (с элементами  самостоятельного  планирования  —  в  начале  работы,  и  самостоятельного самооценивания  -  в  конце),  мини-проекты  (проводятся  и  презентуются  на  уроке),  деловые игры,  позволяют  обрести практический  опыт  организационно-деятельностной  компетенции.  Всё это помогает  обрести  систематическое  выполнение домашнего задания любого типа, подготовка докладов, рефератов, исследовательские и проектные работы  любого  типа.
«Способность принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность» (ОК 3) формируется в результате использования методов и приемов проблемного обучения  (проблемный  вопрос,  проблемная  задача,  проблемная  ситуация,  проблемная  лекция, проблемный  эксперимент);  метода  поискового  и исследовательского характера, имеющих жизненный (бытовой, профессиональный, социальный) контекст; заданий с ограничением по времени, в том числе мини-проекты, реализуемые в рамках урока.
В целях формирования информационной компетенции (ОК 4) используют группы методов, классифицируемых по видам работы с информацией:
- поиск и сбор информации (задания на поиск информации в справочной литературе, сети Интернет,  путем  опросов,  интервьюирования,  работы  с  литературными  первоисточниками,  в музеях, библиотеках и т.д.);
-  обработка  информации  (подготовка  вопросов  к  тексту,  составление  планов  к  тексту; задания  на  упорядочение  информации  —  выстраивание  логических,  причинно-следственных связей,  хронологическое  упорядочение,  ранжирование;  составление  диаграмм,  схем,  графиков, таблиц  и  других  форм  наглядности  к  тексту;
-  передача  информации  (подготовка  докладов,  сообщений  по  теме;  подготовка  стендов, стенгазет,  объявлений,  пригласительных  билетов,  программ  мероприятий  и  т.п.;  подготовка плакатов, презентаций MS  PowerPoint к учебному материалу;
-  комплексные  методы  (составление  и  защита  рефератов,  включая  составление  плана, выводы,  оформление  библиографии;  информационные  учебные  проекты  (индивидуальные  и групповые);  учебно-исследовательская  работа, предполагающая  различные  методы  исследования,  в  том  числе  лабораторное  наблюдение, эксперимент и др.
Таким образом, при формировании общих компетенций перед преподавателем стоит задача целесообразного выбора методов, позволяющих студентам не только обрести опыт практической деятельности в процессе освоения основной профессиональной образовательной программы, но и овладеть  способами  непрерывного  профессионального  и  личностного  самосовершенствования  и карьерного роста.
Литература:
1.  Словарь-справочник  современного  российского  профессионального  образования/ авторы-составители: Блинов И.И., Волошина И.А., Есенина Е.Ю., Лей6ович А.Н., Новиков П.Н. - Выпуск 1. –М.: -ФИРО, 2010. 
2. Сборник  материалов  региональной  научно-практической  конференции  «Инновационное проектирование    содержания  учебного  процесса  в  образовательных  учреждениях профессионального образования». Ростов-на-Дону: ЗАО «Ростиздат», 2011. – 204 с.

  Руководство исследовательской деятельностью студентов

Год
Вид исследовательской деятельности
(проект и др.)

Характер руководства (руководитель, консультант и др.)
Ф.И.О.
студента
Тема исследования
2007-2008
исследование
Руководитель
Кудрявцев Александр
«Шаманизм, как одна из древних религий хакасов», по материалам монографий ведущих учёных РХ и Красноярского края.
2008-2009
исследование
Руководитель
Долгаль Кристина
«Современный портрет студента»
2009-2010

исследование
Руководитель

Немчинов Артём

«Различия в потреблении алкоголя мужчинами и женщинами»
2010 - 2011
исследование
Руководитель

Буянкина Анастасия и Смородова Кристина
«Потребители игровой компьютерной культуры»
2013-2014
исследование
Руководитель
Белоголова Екатерина
«Образ семьи и брака в системе ценностей современной молодёжи (на примере опроса студентов ЧМТТ)»

Комментариев нет:

Отправить комментарий