Даудиш
Ирина Александровна
Преподаватель
истории и обществознания, Черногорск
МЕТОДЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ
В РАМКАХ
РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ СПО
В техникуме учащиеся получают среднее
общее и азы профессионального образования, т.е. у них закладываются основы
профессиональной компетенции, а в
процессе изучения общеобразовательных дисциплин формируются общие компетенции,
направленные на подготовку и усвоение специальных дисциплин. Каждая изучаемая
дисциплина должна вносить вклад в профессиональное образование, давая учащимся
целостную картину явлений и процессов. Федеральные государственные образовательные стандарты
среднего профессионального
образования (ФГОС СПО)
третьего поколения построены
на компетентностной основе.
История
и обществознание – предметы гуманитарного цикла, без них невозможно
полноценное образование и формирование интеллектуально развитого человека.
Обучение данным предметам должно способствовать воспитанию интереса к знаниям,
самостоятельности, трудолюбия и добросовестности.
Общие
компетенции базируются на личностных и метапредметных результатах обучения в
общеобразовательной среде, уровень
которых очень разный.
Поэтому отбор методов зависит,
прежде всего, от
предшествующего опыта обучающихся,
который выявляется
посредством диагностики на
начальном этапе обучения
в нашем учреждении.
Не секрет,
что в рамках традиционного обучения
студенты не имеют возможности для равноправного диалога с
преподавателем, поэтому выбирают диалог с соседом по парте или роль молчаливого
слушателя.
Меняя приёмы и методы ведения урока, я
стремлюсь сделать ученика активным участником учебного процесса, совместная
работа делает урок интерактивным. Интерактивное обучение требует использования
специальных форм организации познавательной деятельности и ставит вполне
конкретные и прогнозируемые цели, например, создание комфортных условий
обучения и включенность учащихся в учебное взаимодействие, что делает
продуктивным сам процесс обучения. Например, для формирования
ОК 1 «Понимание
студентами сущности и социальной
значимости своей будущей
профессии, проявления к ней устойчивого
интереса» мною используются на
учебных занятиях такие
методы как: рассказ, демонстрация учебных
фильмов, мини-сочинения, эссе,
метод проектов, исследовательский метод.
Проведение в процессе
внеаудиторной деятельности виктории,
олимпиад, конкурсов,
стимулирование студентов к
участию в кружках по интересам, к просмотрам
художественных фильмов, чтению
художественной литературы профессиональной направленности с
последующим обсуждением, посещению
музеев, участию в
профориентации среди школьников
своих школ являются
дополнительными способами формирования мотивационной компетентности.
ОК
2 «Организовывать собственную деятельность,
выбирать типовые методы
и способы выполнения профессиональных задач,
оценивать их эффективность
и качество» студенты
учатся в результате
использования сочетания названных выше методов с такими способами как
действие по инструкции, задания на упорядочение профессиональных действий.
Все виды самостоятельной работы
на учебных занятиях,
(с элементами
самостоятельного
планирования — в
начале работы, и
самостоятельного самооценивания
- в конце),
мини-проекты (проводятся и
презентуются на уроке),
деловые игры, позволяют обрести практический опыт
организационно-деятельностной
компетенции. Всё это помогает обрести
систематическое выполнение
домашнего задания любого типа, подготовка докладов, рефератов,
исследовательские и проектные работы
любого типа.
«Способность
принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность» (ОК 3) формируется в результате использования методов и
приемов проблемного обучения
(проблемный вопрос, проблемная
задача, проблемная ситуация,
проблемная лекция, проблемный эксперимент);
метода поискового и исследовательского характера, имеющих
жизненный (бытовой, профессиональный, социальный) контекст; заданий с
ограничением по времени, в том числе мини-проекты, реализуемые в рамках урока.
В
целях формирования информационной компетенции (ОК 4) используют группы методов,
классифицируемых по видам работы с информацией:
-
поиск и сбор информации (задания на поиск информации в справочной литературе,
сети Интернет, путем опросов,
интервьюирования, работы с литературными первоисточниками, в музеях, библиотеках и т.д.);
- обработка
информации (подготовка вопросов
к тексту, составление
планов к тексту; задания на
упорядочение информации —
выстраивание логических, причинно-следственных связей, хронологическое упорядочение,
ранжирование; составление диаграмм,
схем, графиков, таблиц и
других форм наглядности
к тексту;
- передача
информации (подготовка докладов,
сообщений по теме;
подготовка стендов,
стенгазет, объявлений, пригласительных билетов,
программ мероприятий и
т.п.; подготовка плакатов,
презентаций MS PowerPoint к учебному
материалу;
- комплексные
методы (составление и
защита рефератов, включая
составление плана, выводы, оформление
библиографии; информационные учебные
проекты (индивидуальные и групповые);
учебно-исследовательская работа,
предполагающая различные методы
исследования, в том
числе лабораторное наблюдение, эксперимент и др.
Таким
образом, при формировании общих компетенций перед преподавателем стоит задача
целесообразного выбора методов, позволяющих студентам не только обрести опыт
практической деятельности в процессе освоения основной профессиональной
образовательной программы, но и овладеть
способами непрерывного профессионального и
личностного
самосовершенствования и
карьерного роста.
Литература:
1. Словарь-справочник современного
российского
профессионального образования/
авторы-составители: Блинов И.И., Волошина И.А., Есенина Е.Ю., Лей6ович А.Н.,
Новиков П.Н. - Выпуск 1. –М.: -ФИРО, 2010.
2.
Сборник материалов региональной
научно-практической
конференции «Инновационное
проектирование содержания учебного
процесса в образовательных учреждениях профессионального образования».
Ростов-на-Дону: ЗАО «Ростиздат», 2011. – 204 с.
Руководство исследовательской
деятельностью студентов
Год
|
Вид исследовательской
деятельности
(проект и др.)
|
Характер руководства (руководитель, консультант и др.)
|
Ф.И.О.
студента
|
Тема
исследования
|
2007-2008
|
исследование
|
Руководитель
|
Кудрявцев Александр
|
«Шаманизм, как одна из древних религий
хакасов», по материалам монографий ведущих учёных РХ и Красноярского края.
|
2008-2009
|
исследование
|
Руководитель
|
Долгаль Кристина
|
«Современный портрет студента»
|
2009-2010
|
исследование
|
Руководитель
|
Немчинов Артём
|
«Различия в потреблении алкоголя мужчинами и
женщинами»
|
2010 - 2011
|
исследование
|
Руководитель
|
Буянкина Анастасия и
Смородова Кристина
|
«Потребители игровой компьютерной культуры»
|
2013-2014
|
исследование
|
Руководитель
|
Белоголова Екатерина
|
«Образ семьи и брака в системе ценностей
современной молодёжи (на примере опроса студентов ЧМТТ)»
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий